Рекомендации для родителей
«Собираем первоклассника в школу»
1.Портфель.
Портфель для первоклассника не должен быть слишком тяжелым и громоздким.
2. Пенал.
Выбирая пенал, помните, что он не должен быть слишком большим. Избегайте пеналов с множеством отделений, т.к. дети в них путаются и на уроке теряют очень много времени, открывая кучу молний и ища нужную ручку. Идеальным является пенал-книжка с одной молнией и 10 держателями ручек и карандашей – как раз подойдет для 2 ручек, 2 простых карандашей и 5 цветных карандашей основных цветов. Нет смысла давать ежедневно ребенку в школу карандаши 24 цветов и фломастеры, упаковывать все это в пенал, увеличивая его вес. Урок рисования бывает 1 раз в неделю и для него можно отдельно положить упаковку с большой палитрой карандашей или фломастеров в специальную папку для уроков рисования.
Не рекомендуются круглые пластиковые пеналы, т.к. они постоянно скатываются с парт. Да и поиск нужного карандаша или ручки в таком пенале затруднен.
3. Ручки.
Ручки первокласснику нужны шариковые синего цвета с не слишком острым и не слишком тупым концом стержня (не менее двух в пенале). Не покупайте ручки с автоматическим выключателем, а также с картинками и любыми отвлекающими аксессуарами, т.к. это отвлекает ученика. Если у ребенка не поставлен правильный захват ручки при письме, то нелишними будут ручки со специальными насадками, которые фиксируют правильное расположение пальцев на них.
4. Карандаши простые (не менее двух в пенале).
5. Карандаши цветные (12 цветов).
6. Точилка.
7. Ластики (мягкие).
8. Линейка (прямая, убирающаяся в пенал, не угольник с острым углом).
9. Тетради в клетку (5 штук).
10. Тетради в косую линейку (5 штук).
11.Обложки для тетрадей.
Их можно купить в достаточном количестве, т.к. они пачкаются, портятся, а забота ученика о внешнем виде своих учебных тетрадей должна войти в привычку.
12. Обложки для книг.
Есть смысл покупать обложки для книг после получения комплекта учебников, т.к в настоящее время учебники настолько различаются по размеру, что даже «безразмерные» обложки не всегда могут подойти.
13. Закладки для книг (можно изготовить самостоятельно вместе с ребёнком).
14.Касса цифр и букв (веер гласные, согласные).
Для уроков труда в список покупок к школе включаем:
15.Ножницы с закругленными концами.
16. Клей ПВА/клей-карандаш.
17.Бумага цветная.
18. Пластилин.
19. Доска для лепки.
20. Картон белый.
21. Картон цветной.
Для уроков рисования наш список покупок пополнится:
22. Краски акварельные и гуашь (12 цветов)
23. Альбом и папка с бумагой для рисования.
24. Кисточки тонкая, средняя, толстая (№1, №3, №5, плоская № 11)
25. Непроливайка
26. Салфетка тканевая.
Список покупок, необходимых для уроков творчества может расширяться в зависимости от программы и требования учителя.
Форма для уроков физкультуры
Как правило, для уроков физкультуры требуется 2 комплекта спортивной формы – для занятий в спортивном зале и занятий в бассейне. Поэтому удобно иметь спортивный костюм с брюками и кофтой с длинными рукавами (на случай холодной погоды) или футболку и шорты для занятий в жаркое время. Для уроков плавания: плавки (для мальчиков), купальник сплошной ( для девочек), шапочки, сланцы, купальные принадлежности (мыло, мочалка, полотенце).
27. Спортивная обувь.
Советы родителям первоклассников
Ваш ребенок – первоклассник? Это прекрасно! Но этот год окажется непростым как для ребенка, так и для вас. На что следует обратить внимание? Как поддержать ребенка в его нелегких начинаниях?
1 шаг: Провожайте ребенка в школу, даже если не нужно переходить улицу. Пусть ваш ребенок почувствует важность события: теперь он – школьник, и эта дорога к школе – символ начала трудового дня.
2 шаг: Выделите для ребенка его личное пространство. Лучше, если вы выделите ему целую комнату, где он сможет спокойно заниматься. Если лишней комнаты нет, купите ребенку его собственный письменный стол.
3 шаг: Следите за режимом дня. Переход на новый распорядок – это всегда сложно. Для первоклассника очень важно делать перерывы в занятиях. Полчаса учебы – перерыв на 5-10 минут, и можно снова учить уроки. Также обязательно гуляйте с ребенком хотя бы полчаса на свежем воздухе.
Почаще играйте с ребенком в свободное время. Это поможет ему, да и вам тоже, расслабиться.
4 шаг: Хвалите его! В любой работе найдите, за что можно похвалить ребенка, даже если он не совсем справился с заданием. Пусть он почувствует себя увереннее, и тогда сможет спокойно понять и исправить ошибки.
5 шаг: Будьте в курсе того, что происходит с ребенком в школе. Что задали сегодня? Как прошел урок? Проявляйте дружеский, но не жесткий контроль. Так у ребенка скорее выработается ответственность и организованность.
-
Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т.д.)»
-
Определите общие интересы. Участвуйте в любых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы.
-
Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. Научите ребенка делиться своими проблемами.
-
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
-
Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы.
-
Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
-
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью.
Советы родителям учащихся основной школы
Что нужно учитывать при переходе ребенка в основную школу (с 5-го класса).
1. Если ваш ребенок имеет какие-то особенности характера (медлителен, импульсивен, чувствителен) или здоровья, сообщите об этом классному руководителю, он обязательно будет учитывать это в работе.
2. Если ваш ребенок чем-то обижен, не спешите идти в школу. Он, конечно, говорит вам правду, но это его точка зрения. Послушайте и других участников инцидента, составьте свое мнение. Помогите ребенку самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации и найти выход из нее.
3. У вашего ребенка будут разные учителя с разными требованиями. Важно, чтобы он научился эффективно работать на каждом уроке: это обогатит его жизненный опыт.
4. Знакомясь с чем-то новым, дети не всегда этому рады. Поддерживайте ребенка, помогите ему приспособиться к новым условиям.
5. Ваш ребенок входит в очень трудный этап жизни - отрочество. Наберитесь терпения, чтобы вместе с ним перерасти этот период!
Формирование учебной мотивации
1. Не мешайте ребенку учиться самостоятельно. Радость от постижения нового - самый лучший мотивирующий фактор.
2. Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не воссоздавайте дома школьную систему. Пусть ребенок организует свой учебный труд дома так, как ему нравится, сам решит, как оформить рабочий уголок, организовать время.
3. Любой человек работает с удовольствием только тогда, когда он понимает, для чего ему это нужно. Ребенок не знает, где ему могут пригодиться знания по природоведению? Покажите эту область. Желательно, чтобы знания были востребованы именно сегодня - понимание того, что они будут нужны через несколько лет, не являются мотивирующим фактором.
4. Покупайте интересные книги ("Занимательная математика", "Занимательный русский язык" и т. д.), справочники по разным учебным дисциплинам. Через интерес к этим книгам сформируется интерес к предмету в целом.
5. Не спешите облегчить труд ребенка (сделать за него домашнее задание, потребовать от учителя отменить какой-либо вид работы). Но и не заставляйте его многократно переделывать задание, выполнять нудную монотонную работу, заучивать дополнительно трудный, непонятный материал. Помните, что ни слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывают интереса. Обучение должно быть сложным, но посильным.
6. Вселяйте в ребенка уверенность в том, что у него все непременно получится. Рассказывайте, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас.
7. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не способствует повышению мотивации.
8. В младшем подростковом возрасте начинают проявляться интересы; учение ребенка становится избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые - меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в чем-то одном, готов заниматься этим предметом часами - это уже неплохо. Усвоить все предметы одинаково хорошо очень сложно.
9. Ребенку нравится то, что ему удается. Иногда отсутствие интереса к какому-либо предмету связано с тем, что у ребенка очень много пробелов в знаниях, и это мешает ему усвоить дальнейший материал. Помогите ребенку восполнить пробелы.
10. Помните: если подросток проявляет нежелание учиться - это не каприз, а крик о помощи. Не ругайте его, а выясните причины такого поведения.
Школьная тревожность и ее преодоление
1. Прежде всего, успокойтесь сами. Ничего страшного не происходит: дети иногда получают двойки, падают, ссорятся с друзьями и т. д.
2. Попробуйте вместе с ребенком воссоздать в воображении и проанализировать волнующую его ситуацию. Если ребенок боится писать контрольную, вспомните вместе с ним, в какой классной комнате это будет происходить, какого цвета тетрадь для контрольных работ. Представьте, как он входит в класс, как начинает писать. Тогда ребенок поймет, что это совсем не страшно.
3. Проанализируйте с ребенком те ситуации, в которых он совершил ошибки. Помогите ему понять, почему он ошибся. Разберитесь вместе в том, что он не понимает.
4. Тревожного человека часто мучает мысль: "А вдруг что-то случится?" Обсудите с ребенком, бывают ли у него такие мысли, выясните, чего он боится. Ему страшно получить двойку? А что случится, если он получит двойку? Объясните, что не будете его ругать, поймете, что это произошло случайно. Он должен знать - вы в любом случае будете его поддерживать.
5. Можно пообещать ребенку что-то особенное, если он справится с заданием успешно. Даже если он не выполнит все так хорошо, как задумал, все равно поощрите его. Но не переусердствуйте: слишком значимые стимулы могут ухудшить деятельность ребенка.
6. Хвалите ребенка, оценивая его работу, даже если он с чем-то не справился, скажите: "Молодец, ты хорошо постарался! Я верю, что у тебя все получится!"
Памятка для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы
· Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
· Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
· Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
· Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
· Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его жизни.
· Ребенок должен чувствовать, что он любим.
· Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Воспитание трудолюбия у детей в семье
· Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
· Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.
· Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.
· Не наказывайте ребенка трудом.
О воспитании доброты
· Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
· Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.
· Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.
· Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
· Научимся владеть собой.