Мозамбик: география, экономика, люди

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ  ПОСОЛЬСТВЕ РОССИИ  В МОЗАМБИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозамбик: география, экономика, люди

 

 

 Население Мозамбика

______________
                                                             

 

Мозамбик – полиэтничное государство (50 этнических групп). Современный состав населения – результат многочисленных миграций африканских народов, колонизаторской деятельности (в основном португальцев) и торговой деятельности арабов и индийцев. 98 % населения Мозамбика составляют народы языковой семьи банту. Наиболее многочисленным народом является народ макуа (более 50 %), живущий на севере страны. На юге, на границе с ЮАР, расселены тсонга (около 25 %). Вдоль озера Ньяса живут малави (около 13 %) и яо (более 3 %), в центре — шона (около 6 %), на северо-востоке — маконде. Имеются также суахили, зулу, которые по численности гораздо меньше.

Особой пестротой этнического состава населения отличаются южные провинции. Административный аппарат традиционно формируется в основном из южан (что вызывает недовольство у жителей северных провинций), так как на юге сконцентрирована большая часть грамотного и образованного населения. После провозглашения независимости большинство европейского населения покинуло страну. Европейцы (ок. 20 тыс. чел. – 0,06%) и выходцы из стран Азии (индийцы, пакистанцы – 0,08%) живут преимущественно в городах. Креолы (потомки от смешанных браков португальских и других европейских поселенцев с африканцами) составляют 0,2%.

Официальным языком в Мозамбике является португальский, однако на нем разговаривает примерно лишь четверть населения, относящаяся к тем, кто имеет школьное образование. Португальский язык используется в образовательных заведениях, в бизнесе и экономике, правительстве, что в свою очередь причиняет немалые неудобства тем жителям страны, которые совершенно не владеют этим языком. Распространён также английский (особенно в столице).

Помимо португальского языка местным населением используется около 60 различных языков и диалектов, в большей степени имеющие корни банту. Довольно примитивно можно классифицировать использование того или иного языка в зависимости от региона страны. Так, например, 40% населения проживающих на севере реки Замбези используют редкий диалект макуа-лонгве. Язык тсонга превалирует к югу от Лимпопо, а языки тонга и шона можно услышать в центральной части страны. Некоторые жители общаются на языке кисвахили, который представляет собой упрощенную версию языка группы банту с арабскими чертами.

Население Мозамбика в 2007 году составило 20.366.795 человек. Трудоспособное население – 9,2 млн. чел. (2000). В 2006 году естественный прирост населения составил 1,8 %, сократившись по сравнению с 1996 годом на 0,8 %. Детская смертность снизилась по сравнению с 1996 годом с 125 до 109 на 1000 младенцев.

Рождаемость снизилась с 45 до 30, а смертность выросла с 18,97 до 20,51 на 1000 человек соответственно. Численность людей старше 65 лет выросла с 2,8 до 3 %, детей — понизилась с 46 до 44,7 % соответственно. По прогнозам, к 2050 году количество людей старше 65 лет в стране вырастет до 7,8 %. Средняя плотность населения – 22,6 чел. на 1 кв. км, ожидаемая продолжительность жизни – 37,1 лет (мужчины – 37,8, женщины – 36,3). Подавляющее большинство населения квалифицируется как бедное. (Все показатели даны по состоянию на 2004).

Сельское население страны составляет ок. 80%. Крупные города – Мапуту (более 2 млн. чел.), Бейра (488 тыс. чел.), Матола (440,9 тыс. чел.), Нампула (305 тыс. чел.) и Шаи-Шаи (263 тыс. чел.). В конце 19 в. и на протяжении большей части 20 в. страна была активным поставщиком трудовых ресурсов в страны Южной Африки (одна треть мужского населения южных провинций ежегодно отправлялась на работу в ЮАР). 180 тыс. мозамбикских беженцев (из 320 тыс. чел., вынужденных бежать от гражданской войны и голода) стали постоянными жителями ЮАР, 30 тыс. чел. репатриированы на родину.

 

 

Религия 

 

Около 60% коренного населения придерживаются традиционных верований и культов (анимализм, фетишизм, культ предков и сил природы и др.), 30% (5 млн. чел.) исповедуют христианство, 20% (4 млн. чел.) – мусульмане суннитского толка и шииты. Небольшая (несколько тысяч человек) индуистская община состоит из выходцев с полуострова Индостан, которые живут в основном в г. Мапуту и портовых городах.

Действуют также несколько афрохристианских церквей. Христианство стало распространяться в конце 15 в. Среди христиан преобладают католики. К мусульманской общине принадлежат живущие в стране коморцы, пакистанцы, а также часть индийцев и маврикийцев.

 

    Национальное хозяйство Мозамбика в контексте мировой экономики

 В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 г., Мозамбик назван страной с экономикой «низкого дохода» (low income). Также в классификации Всемирного банка Мозамбик имеет статус «бедной страны с тяжелым долговым бременем» (heavily indebted poor country) и определен как страна-заемщик по линии Международной ассоциации развития, что не позволяет получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений. Мозамбик относится к одной из беднейших стран мира. Тем не менее Мозамбик рассматривается как развивающаяся страна, с одной из самых динамичных экономик в мире.

Все отрасли экономики после войны за независимость и гражданской войны пришли в запустение. Экономика Мозамбика до сих пор не достигла уровня 1974 г. Возврат к жизни экономики Мозамбика начался благодаря приватизации государственного сектора, привлечению иностранных инвесторов и донорства, в первую очередь Всемирного банка, США, Великобритании и Германии. Важно отметить, что долги Мозамбика регулярно списываются.

В аграрном секторе Мозамбика занято подавляющее большинство населения (несмотря на то, что во время войны из долины реки Замбези убежало 80% крестьян). Если до гражданской войны доля аграрной продукции в экспорте составляла 80%, то сейчас она не превышает 25%. Мозамбик обладает огромным количеством плодородных земель, однако сейчас используется всего 15% земель.

Основными выращиваемыми культурами являются: рис, кукуруза, апельсины, орехи, бананы, бахчевые, бобовые, картофель, кунжут, манго, папайя, подсолнечник, сахарный тростник, табак, хлопок и чай. В последние годы отмечается рост сельхозпроизводства. Помогают развитые страны, регулярно выделяющие средства на продвижение различных программ по восстановлению сельского хозяйства страны.

Животноводство в Мозамбике возможно только в южных провинциях, где нет мухи цеце, которая распространена в большинстве территорий страны. В Мозамбике заготавливается древесина.

Важным источником дохода является ловля рыбы и креветок. На кредиты иностранных инвесторов строятся современные рыбные комплексы, модернизируются порты. Правительство начало поднимать промышленный сектор экономики с начала 90-х гг. Восстановлены многие предприятия пищевой промышленности, керамические мастерские, текстильные фабрики, завод по очистке орехов, цементный завод и многие другие.

В ходе гражданской войны закрыты и затоплены большинство шахт и рудников. Для реализации плана по реконструкции шахт необходим кредит около 1 млрд. долл. Добыча и транспортировка полезных ископаемых напрямую зависят от восстановления сети железных дорог. Разрабатываются главным образом месторождения природного газа, бокситов, железной и танталовой руды, а также каменного угля. Занимаются добычей в основном иностранные кампании.

В 2001 г. начал работу алюминиевый завод, который по планам станет одним из самых больших в мире (инвесторы — ЮАР и Япония), запущен завод по производству машин марки «Фиат», уже работают мелкие предприятия по производству шин, бумаги и всего прочего для местного потребления.

Ведется активное восстановление энергетической системы страны. Восстанавливаются высоковольтные линии, строятся линии электропередач и новые ГЭС. Мощнейшая в стране ГЭС Кабора — Басса обеспечивает энергией не только Мозамбик, но также ЮАР и Зимбабве.

 

 

Большинство дорог строились во времена колониального периода, многие разрушены во время войны или наводнением 2000 г. и до сих пор не восстановлены. Хорошо связаны друг с другом восток и запад страны. Стратегической задачей является строительство магистралей, связывающих север и юг. Но этим вопросом правительство также активно занимается при поддержке иностранных инвесторов. На деньги, выделенные Всемирным банком, уже отремонтированы и восстановлены тысячи километров дорог. В Мозамбике несколько больших портов — Мапута, Бейра, Накала и Келимане, в которых круглый год стоят корабли, и ведется торговля.

В стране действует 22 аэропорта, 3 из которых считаются международными. Большое внимание уделяется развитию туризма. Ежегодно страну посещают около 600 тыс. туристов. Пока в основном из ЮАР. Однако на этом не планируют останавливаться, разрабатывается планы по развитию туризма, на реализацию которого необходимо около 1 млрд долл.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 г.): алюминий и изделия из него (54,75%); минеральное топливо, смазочные масла и др. (10,84%); табак и табачные изделия (7,35%); рыба и морепродукты (2,85%); энергосиловое оборудование (1,98%); хлопок (1,96%) и др.

Основными импортными товарами являются (2008 г.): минеральное топливо, смазочные масла и др. (20,25%); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (10,33%); энергосиловое оборудование (7,81%); зерновые культуры (6,09%); электрическое и электронное оборудование (5,47%); животные и растительные жиры, масла (2,79%); изделия из чугуна и стали (2,19%); пластмассы и изделия из них (2,03%); чугун и сталь (2,01%); удобрения (1,82%) и др. Основные внешнеторговые партнеры — ЮАР, Зимбабве, Европейский союз, Япония и США.

 

 

 

Мозамбик – аграрная страна. Одно из беднейших государств мира, тем не менее, рассматривается как развивающаяся страна с динамичной экономикой. Согласно данным доклада ООН о гуманитарном развитии планеты   (2004) Мозамбик в рейтинге стран находится на 171-м месте (из 11 африканских стран, заключающих список, он занимает 5-е место).

Полезные ископаемые: мировое значение имеют месторождения лития, ниобия, тантала, тория, урана и циркония. Полезные ископаемые – железо, гранит, медь, мрамор, природный газ, бокситы, графит, золото, олово, серебро, каменный уголь, а также драгоценные и полудрагоценные камни – аквамарины, бериллы, гранаты, изумруды, топазы.

Сельское хозяйство: одна из немногих африканских стран, в которых нет «земельного голода»: плодородные земли составляют 36 млн. га, но обрабатываются только 5,4 млн. га (15%). Хозяйственное освоение новых земель осложняется опасностью многочисленных мин, оставшихся после гражданской войны. Орошаемые земли занимают площадь 120 тыс. га. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте составляет около 25%. Основные продовольственные культуры – кукуруза (70% всех зерновых) и маниока (кассава). Выращивают апельсины, арахис, бананы, бахчевые, бобовые, картофель, кокосовые орехи, кунжут, манго, орехи кешью и кола, папайю, подсолнечник, рис, сахарный тростник, сизаль, сорго, табак, хлопок и чай. Животноводство (разведение крупного рогатого скота, коз, свиней и овец) сконцентрировано в южных провинциях, где не распространена муха цеце. В большинстве хозяйств разводят кур.

 

Рыболовство: с 1990-х быстрыми темпами развивается рыболовство, в основном вылов креветок, акул, раков и омаров. Эксперты считают, что в морской экономической зоне Мозамбика ежегодно можно вылавливать до 500 тыс. т. рыбы и 14 тыс. т. креветок. В 1999 Япония выделила 3,4 млн. долл. США для модернизации рыбного порта в г. Мапуту, в том числе для установки крупных холодильных камер.

 

 

Промышленность: с 1993 правительство приступило к созданию промышленной инфраструктуры на основе приватизации предприятий, либерализации цен и прямых иностранных инвестиций. Горнодобывающая промышленность в целом испытывает хронический спад. В ходе гражданской войны закрыты и затоплены большинство шахт и рудников. Добыча и транспортировка полезных ископаемых напрямую зависят от восстановления сети железных дорог. Разрабатываются главным образом месторождения природного газа, бокситов, железной и танталовой руды, а также каменного угля. Частная израильская компания добывает изумруды и гранаты. Созданы совместные горнодобывающие предприятия с Австралией, Ирландией и Италией. В разведке нефтяных месторождений на суше и на шельфе Мозамбика участвуют американские, немецкие, французские и южноафриканские компании.

Обрабатывающая промышленность основана на переработке сельскохозяйственного сырья и представлена мукомольными и мыловаренными заводами, предприятиями по очистке орехов кешью и производству растительного масла (25 тыс. т ежегодно). После многих лет застоя возрождается сахарная промышленность: восстановлен крупный сахарный завод в провинции Софала, с участием маврикийских компаний идет восстановление еще трех заводов. После 1993 построены алюминиевый комбинат, нефтеперегонный завод производительностью 100 тыс. баррелей продукции в день в г. Бейра, газовый и два пивоваренных завода, небольшие предприятия по изготовлению автомобильных шин, бумаги, железнодорожных вагонов и стекла. Работают цементный завод, керамические мастерские, фабрики по производству изделий из пластмасс, удобрений и стройматериалов. Многие предприятия работают на 50% своей мощности. В 2000 начал работать завод по сборке автомобилей марки «Фиат». Развивается швейное производство, в основном за счет увеличения числа мастерских, принадлежащих маврикийским владельцам, которые используют в трудоемком производстве более дешевый труд местных работников.

Внешняя торговля: Импорт значительно превышает экспорт. Основные экспортные товары – алюминий, копра (сушеное ядро кокосового ореха, из которого путем горячего прессования получают кокосовое масло, используемое для получения лучших сортов туалетного мыла, а также косметических товаров), лесоматериалы и строительный лес, морепродукты (в основном креветки), орехи кешью, сахар, хлопок и электроэнергия. Основные партнеры по экспорту: Бельгия (42,4%), ЮАР (17,6%), Зимбабве (5,7%), Испания (5,4%) и Португалия (4,4%) – 2002.

Основные товары импорта: бумага, машины и оборудование, металлические изделия, напитки, нефть и нефтепродукты, продовольственные товары, текстиль, топливо, транспортные средства и химикаты. Основные партнеры по импорту: ЮАР (30,4%), Португалия (6,1%), США (5,2%), Индия (4,2%) и Австралия (4,1%) – 2002.

Энергетика: 97,1% электроэнергии вырабатывается на ГЭС, 2,9% – на ТЭС (г. Мапуту) за счет использования в качестве топлива каменного угля, импортируемого из ЮАР, и нефтепродуктов. Основа энергосистемы – ГЭС Кабора-Басса мощностью 2075 мегаватт, построенная на р. Замбези (провинция Тете). Жители сельских районов для приготовления пищи используют дрова и древесный уголь (около 400 тыс. т ежегодно). Мозамбик экспортирует электроэнергию в соседние Зимбабве и ЮАР. Реализуется крупномасштабный проект по связыванию электрораспределительных сетей Мозамбика, Замбии, Малави и Танзании.

Транспорт: системы железнодорожного сообщения, автомобильных дорог, морского и воздушного транспорта созданы в колониальный период. Главные транспортные магистрали обеспечивают транзитные перевозки грузов между портами Мозамбика и соседними странами – Зимбабве, Малави, Свазилендом, Танзанией и ЮАР.

Огромный ущерб транспортной системе страны причинили почти 18-летняя гражданская война и катастрофическое наводнение 2000г. На восстановление железных дорог поступает значительная иностранная помощь. Общая протяженность железных дорог - 3123 км. Железнодорожные линии связывают г. Мапуту с Зимбабве, Свазилендом и ЮАР, г. Бейру – с Зимбабве и г. Накалу – с Малави.

В результате длительной гражданской войны сеть автомобильных дорог была практически полностью разрушена. В 1993–1998 реализовывался 5-летний план восстановления разрушенных автодорог, средства для которого выделил в основном Всемирный банк: восстановлено 11 и отремонтировано 13 тыс. км дорог, на 3 тыс. км сделано твердое покрытие. Общая протяженность автодорог - 30,4 тыс. км (с твердым покрытием – 5685 км). В северных провинциях автодорог мало. Большинство грунтовых дорог во время влажного сезона размываются.

 

 

Главные морские порты: Бейра, Келимане, Мапуту и Накала. Завершены работы по модернизации (в частности, углублению) порта Мапуту. Продолжаются работы по восстановлению порта Бейра. Судоходство затрудняют коралловые рифы. В 2000 правительство передало в концессию иностранным консорциумам (в основном южноафриканским) управление портом Мапуту и ж/д из Малави в порт Накала.

Мапуту - столица и крупный порт Мозамбика и пункт базирования ВМС в южной части страны, в бухте Делагоа Индийского океана. Порт Мапуту доступен для кораблей всех классов. Вход в порт осуществляется по двум каналам, имеющим глубинами 8,5 и 10,6 м. Якорные места с глубинами 11—14 м находятся перед входом в порт. Почти все причальные сооружения порта Мапуту — у левого берега устья р. Эшпириту-Санту. В западной части порта — специальный причал для танкеров. Длинна причального фронта более 4 км с глубинами до 18,8 м.

В порт Мапуту ввозятся следующие морские грузы: уголь, нефтепродукты, машины, лес, зерно, продовольствие; вывозятся — медь, хромиты, хлопок, сахар, фрукты, сизаль, копра, чай. Суммарный оборот морских грузоперевозок порта Мапуту составляет 15,8 млн. т.

 

 

В стране 158 аэропортов и взлетно-посадочных площадок (22 из них с твердым покрытием). Статус международных имеют 3 аэропорта – в городах Бейра, Мапуту и Накала. В 1976 установлено и действовало несколько лет прямое воздушное сообщение Москва–Мапуту

По территории Мозамбика проходит нефтепровод Мутаре (Зимбабве) – Бейра.

 

Материал подготовила Козлова Е.А., учитель географии и биологии

Дата последнего обновления страницы 27.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения