Традиционная художественная культура Мозамбика

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ  ПОСОЛЬСТВЕ РОССИИ  В МОЗАМБИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиционная художественная культура Мозамбика

 

 

   

       Одна из особенностей африканского искусства состоит в том, что оно коренится в повседневной жизни. Это проявляется в том значении, которое придается таким обыденным предметам, как чашки, выдолбленные из тыквы, табуреты, посуда, гребни, ножи, копья, барабаны, шкуры животных, расписанные в различных декоративных стилях. Все они находят практическое применение, но знающий, посвященный видит в них не только слияние предметов искусства с повседневной жизнью, он может прочесть послания и духовные символы, зашифрованные в характерных узорах, украшающих каждый отдельный предмет.

 

 

          В традиционной художественной культуре Мозамбика значительное место занимают такие виды африканского искусства, как деревянная  скульптура и маски. Африканская скульптура редко окрашивается. Обычно она сохраняет естественный цвет дерева. Материалом для скульптуры почти всегда служит так называемое красное  или черное дерево, т.е. наиболее плотные и твердые породы.

          Обрабатывать мягкие породы деревьев легче, но зато они не стойки. Фигурки, изготовленные из мягких пород деревьев, ломки, хрупки и подвержены нападению муравьев-термитов. Поэтому их раскрашивают в белый, черный и красно-коричневый цвета с попыткой предохранить их от разрушения.

          Основанием для белых красок служит каолин, для черных – уголь, для красно-коричневой – красные сорта глины.

          Особый интерес представляет деревянная скульптура народа маконде - выполненные из одного куска дерева женские, мужские фигурки и скульптурные группы.

 

 

 

 

  

 

 

  

          Статуэтки раскрашивались редко, но зато почти всегда их украшали или, точнее, дополняли одеждой и украшениями. На руки фигурок надевали кольца, на шею и туловище – бусы, на бедра надевали передник.

          Африканские художники достигли большого мастерства в передаче ритма в композиционном сопоставлении объемов.

 

 

            Особую категорию деревянной резной скульптуры представляют маски. Назначение их тесно связано со своеобразными учреждениями первобытной общины – обрядами и тайными союзами. В первобытном родовом обществе все члены племени представляют собой тесно связанную группу. Выражением единства является общее родовое имя, часто название зверя или предмета, так называемый тотем.

 

 

          В отличие от фигурок, которые всегда изображают человека, маски чаще всего изображают морду животного. Это понятно, потому что маска в основе своей связана с животными–тотемными покровителями рода.

 

 

 

         Наряду с древнейшими масками-тотемами большое распространение получили маски т.н. тайных союзов. От прежних тотемных инициаций тайные союзы унаследовали их обрядность, но маски, потеряв непосредственную связь с тотемными представлениями, сохранили лишь функцию устрашения и приняли весьма причудливые формы.

         Пестрая раскраска должна еще больше подчеркнуть необычность, фантастичность фигуры и внушать ужас. Эти маски изображают обычно духов и предназначены для того, чтобы наводить страх на людей, не принадлежащих к тайному союзу.

 

 

     

 

            Почти всегда маска делается из одного куска дерева. Ее укрепляют на голове в различных положениях. Она может быть укреплена на темени, может закрывать всю голову, может закрывать только лицо. Настоящие старинные маски производят впечатление высокой художественности.

 

 

 

 

 

           Маскам, как правило, присущ определенный внутренний ритм; они создаются в определенном «эмоциональном ключе». Последние десятилетия скульптуры и маски в связи с постепенным преодолением восходящих к первобытным временам верований и обычаев теряют свой магический  и  религиозный характер.

           Во все большей степени они производятся на рынок для заезжих и местных любителей искусства. Культура их исполнения, естественно, при этом падает.

           Но замечательные самобытные традиции художественного ремесла, необычайное чувство ритма, экспрессивной выразительности, мастерство композиции, накопленные народом, не исчезнут.

Они творчески перерабатываются, преображаются и поставлены на службу складывающейся национальной культуре освободившегося от колониализма народа Мозамбика.

 

 

Исследование провела Матюхина О.В., учитель технологии

Дата последнего обновления страницы 02.12.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения