Учителям
 

 

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ

СТРУКТУРНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА

 ПОСОЛЬСТВА РОССИИ

 В МОЗАМБИКЕ

 

 

Учителям

 

 

 

Образовательная толерантность

 

 

Работа по предупреждению неуспеваемости учащихся

 

Причины неуспеваемости

1.   Педагогические: а) низкая интенсивность учебной деятельности; б) низкая эффективность учебной деятельности; в) пропуски занятий; г) отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя; д) недостаток заботы и любви родителей.

2.    Психологические:    а) несформированность мотивов учебной деятельности; б) недисциплинированность (эти два фактора связаны между собой); в) нарушения в эмоционально-волевой сфере; г) большие пробелы в знаниях; д) большие пробелы в учебных умениях и навыках; е) низкий уровень познавательных способностей.

3.    Нейрофизиологические: а) общая ослабленность организма; б) слабый тип высшей нервной деятельности; в) нарушения зрения, слуха, артикуляции; г) микропоражения коры головного мозга.

 

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1.        Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2.        Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3.        Индивидуальный подход к учащемуся.

4.        Специальная система домашних заданий.

5.        Усиление работы с родителями.

6.        Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответст­венности ученика за учение.

 

Системно-деятельностный подход в оказании помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).

2.  Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3.  Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4.  Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5.  Различные формы взаимопомощи между обучающимися (сильный – слабый).

6.  Дополнительные занятия с учеником учителя.

 

Следует учитывать одну из закономерностей эффективного обучения – повышение учебных возможностей учащихся: скорости чтения, скорости письма, скорости вычислений, устранения перегрузок во времени, усиление волевых качеств, повышение частоты опроса.

 

Антистрессовый комплекс упражнений

 

Комплекс дыхательной гимнастики по Стрельниковой

 «Ладошки»: и.п. - Руки согнуты перед грудью ладонями вперед. 1 - кисти сжать в кулак. вдох; 2 - и.п., выдох.  «Погончики»: и.п. - Руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. 1 - с силой выпрямить руки (отжимание), вдох; 2 - и.п.. выдох. Упражнение для релаксации «Цифры»

Представляйте, что у вас в животе рождаются цифры. 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6. Представляйте, что на вдохе, в животе появляется цифра, а на выдохе она поднимается вверх и вместе с дыхание выходит через нос. Потом цифра просто улетает, вдаль вместе с дыханием. Сконцентрируйтесь на этом удивительном процессе! Для начала можно доходить до 20 - 30. Со временем увеличьте счёт до ста. Дыхание спокойное и естественное, глаза можно закрыть.

Массаж стрессозависимых зон

Массаж области задней поверхности шеи, включая затылочные бугры (круговыми движениями, в течение 1 минуты). Состояние зажатости и напряженности мышц затылка, шеи и плеч влечет за собой недостаточное поступление кислорода к голове и головном мозге. вызванное прерывистым и поверхностным дыханием, снижение зрительной работоспособности глаз, внимания и мыслительной активности, боли в глазах или вокруг глаз, головные боли или приступы мигрени, которые усиливаются, быструю утомляемость.

Массаж биологически активных точек

Большое количество биологически активных точек, связанных почти со всеми внутренними органами, расположено на подошве стоп. Минутный массаж ушных раковин - делайте, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком пальцами или ладонями.

Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения

«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом -сцепив обе руки. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.

«Перекаты головы». После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать инициатором и творцом, уравновешенным, жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.

 

Упражнения для расслабления «Улыбка»

Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее вес равно станет легче.

 

Лечение музыкой

Спокойная и мелодичная, она поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить свои силы: бодрая и ритмичная поднимет тонус, улучшит настроение. С целью лечения рекомендуется составлять музыкальные программы не более, чем из 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Слушать программу лучше с закрытыми глазами, песенный жанр для этих целей не рекомендуется. Чтобы музыка оказывала оздоровительный эффект её нужно слушать следующим образом: лечь, расслабиться, закрыть глаза и полностью погрузиться в музыку; постараться отказаться от любых мыслей, выраженных словами; вспоминать только о приятных моментах в жизни; не следует засыпать; после прослушивания музыкальной программы рекомендуется проделать дыхательную гимнастику и несколько физических упражнений. Для лечения затяжного стресса больше всего подойдет специальная медитационная музыка, в которой звучат голоса птиц, шум леса, звуки дождя, родниковой воды, жужжание шмеля.

Питание для хорошего настроения

Лучшие нелекарственные антидепрессанты - низкокалорийные фрукты, вкусные салаты из них. заправленные йогуртом. Хороши мед и сухофрукты, особенно изюм, шоколад. Вытеснить депрессию помогут богатые фолиевой кислотой (витамином В9) зелень, капуста, свекла. морковь. Не менее полезны для восстановления сил и душевного покоя хлеб с отрубями, горох и фасоль, содержащие большое количество тиамина (витамина В1). Именно недостаток этих активных соединений приводит к раздражительности и быстрой утомляемости. Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов боярышника, шиповника, рябины черноплодной, лимонника китайского (семена). Повышенная раздражительность, утомляемость может быть вызвана недостатком в организме йода. Салат из свежих яблок со свеклой и морской капустой, добавить орехи, заправить медом или майонезом.

Здоровый сон - лучший лекарь

Одним из способов преодоления стресса является нормальный полноценный сон. Старайтесь перед сном отбросить все тяжелые, накопившиеся за день мысли. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг часто подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думали днем.

 

Памятка для классного руководителя пятиклассников

 

1.     Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.

2.     С первых дней обучения в 5-м классе организуйте работу ученического актива.

3.     Организуйте коллективное творческое дело, которое сможет увлечь, сплотить детский коллектив.

4.     Составьте план воспитательной работы, ориентируясь на план воспитательной работы в начальной школе.

5.     Последовательно и целенаправленно обсуждайте и решайте с родителями вопросы адаптации учащихся. Выделите их в плане воспитательной работы.

6.     Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь Каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы.

7.     Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей.

8.     Всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи.

9.     Поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.

10.                       Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила техники безопасности, правила осуществления дежурств. Периодически повторяйте их с учащимися, убеждайте в целесообразности соблюдения.

 

Памятка для учителя, работающего с пятиклассниками

 

1.     Согласовывайте требования к организации учебного процесса с другими учителями-предметниками.

2.     Уделяйте особое внимание организации учебного процесса:

готовности обучающихся к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

правильности оформления тетрадей, различных видов работ;

соблюдению требований к ведению дневника. 

3.     Делайте нормой единые дисциплинарные требования для обучающихся: 

начинать уроки со звонком; •готовиться к уроку на перемене;

соблюдать культуру ведения диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;

спрашивая или отвечая, поднимать руку;

отвечать, выходя из-за парты или к доске (при развернутом ответе). 

4.     Не задерживайте детей после звонка.

5.     Не задавайте домашнее задание в самом конце урока, т. к. его надо успеть прокомментировать и дать инструкцию по оформлению.

6.     Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

7.     Помните, что урок в 5-м классе должен проходить с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.

8.     Не превышайте норму письма, т. к. главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.

9.     Новые виды учебной деятельности сопровождайте четкими инструкциями.

10.   Уделяйте особое внимание развитию навыков работы с текстом.

11.   Не используйте дневник для фиксации дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей в дневнике, заполняйте их вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.

12.   Введите среди учащихся правило помогать тем, кто заболел: приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.

13.   Знайте трудности в усвоении учебного материала, своевременно приходите на помощь.

14.   Не забывайте, что педагог и школьник - союзники, и обучение должно быть бесконфликтны

 

Что такое проектная технология

 

Проектная технология - одно из перспективных направлений деятельности школы, кроме того, это очень интересное и увлекательное занятие и для учащихся, и для учителя.

Каждый учитель - руководитель проекта должен поставить перед собой ряд вопросов и найти на них ответы:

Что такое «проект»?

Насколько полезна и интересна будет проектная деятельность его ученикам?

Что ученики умеют делать и чему им предстоит научиться в ходе работы над проектом?

Как правильно организовать работу?

С чего начать работу?

Итак, с чего же начинается работа в этом направлении  для руководителя проекта?

Прежде всего с изучения проектной технологии и ее особенностей. Использование проектной технологии предполагает отход от авторитарного стиля обучения, с одной стороны, а с другой - предусматривает продуманный, обоснованный подход к выбору методов, средств, форм обучения проектированию.

Учитель - руководитель проекта должен:

владеть исследовательским поисковым методом, уметь организовывать самостоятельную деятельность   учащихся;

уметь организовывать и проводить дискуссию, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой эмоциональный настрой, направляя учащихся на путь решения поставленной проблемы;

уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики проекта.

 

При выборе темы проекта необходимо опираться на интересы учеников, используя привычные для них способы получения информации. Например, анкетирование, в котором учащиеся выделяют те проблемы, которые для них важны и интересны. Можно провести обсуждение актуальных для школьников проблем, а затем попробовать объединить их общим понятием или темой.

Таким образом, можно выделить личностную мотивация и начать процесс творчества - процесс самостоятельной мыслительной работы, направленной на решение той проблемы, которую выделили сами школьники. Результат этой деятельности будет важен, интересен и значим для самих учащихся.

Результаты показывают большую популярность конкурса проектных и исследовательских работ. Возможно, это связано прежде всего с тем, что именно в данном случае проявляется рациональное сочетание теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности учащихся. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания методов проектов, предлагаемый доктором педагогических наук, профессором ИОСО РАО Е.С.Полат.

Закон «Об образовании» утверждает приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляются поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме. Проектно-исследовательская деятельность как форма организации образовательной деятельности призвана содействовать выявлению и формированию компетенций учеников в зависимости от личных склонностей и интересов.

Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, позволяет обеспечить ориентацию обучающихся в выборе профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.

Создание условий для исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет реализовать право на получение качественного современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.

 

Учебно-методические материалы по проведению исследовательской работы

 

Тема исследовательской работы

-формулируется чётко, конкретно;

-должна  отражать содержание работы;

-соотносится с целями, задачами, объектом и предметом исследования.

 

Титульный лист

•         орган управления образованием;

•          тема исследовательской работы;

•          название конференции;  номинация;

•          информация об авторе: фамилия, имя, класс, образовательное учреждение, домашний адрес;

•          информация о научном руководителе: фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес образовательного учреждения;

•          территория,   год.

На титульном листе вся информация указывается без сокращений!

 

Памятка по оформлению введения в исследовательских работах по географии

 

1. Актуальность - необходимо описать, почему была выбрана данная тема, назначение (какие проблемы позволит решить проделанная работа и пр.) и обоснование (отсюда следует…)

2. Проблема - вопрос или задача, возникшие в ходе познавательной деятельности, и требующие решения путем исследования

3. Объект – определённый исторический период, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

4. Предмет – часть объекта в рамках исследования. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем объект в целом, выделяя его главные, наиболее существенные признаки: > система ценностей, >судьба человека…

5. Цель - предполагаемый результат: >доказать, >изучить, > оценить, >рассмотреть, >провести исследование.

6. Задача - способ достижения цели. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, как будет проводиться исследование:

> установить ход событий, выяснить, определить, проанализировать, выделить черты, изучить архив, провести сопоставление, дать оценку личности, выявить признаки.

7. Рабочая гипотеза - предположение, сформулированное в утвердительной форме, которое подтверждается или опровергается в течение проводимого исследовании.

8. Методы исследования:

8.1 - Методы эмпирического исследования:

- наблюдение; сравнение; эксперимент; измерение.

8.2 - Метод теоретического исследования:

восхождение от абстрактного к конкретному, накопление и изучение литературы вопроса, консультации, опрос.

8.3 - Методы, используемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровне:

- анализ; синтез; индукция; дедукция.

9.  Предполагаемая новизна - отличительные особенности в сравнении с аналогичным опытом

10. Практическая значимость – возможность применения результатов исследования в практической деятельности и апробация работы (подготовка статьи, доклада; участие в конференции; проведение экскурсии и т.д.)

11. Состояние научной разработанности вопроса – степень изученности темы.

12. Хронология и географические рамки исследования - описание последовательности проведенных этапов исследовательской деятельности.

13. Сроки выполнения - временные границы выполнения проекта.

14. Ресурсное обеспечение - материальные и информационные средства, использованные в процессе исследования

15.  Форма представления результатов - текстовая презентация и ее иллюстративное обеспечение

16.  Структура исследовательской работы:

 Титульный лист. Содержание (оглавление).  Введение. Основная часть.  Заключение.  Список использованных источников и литературы.  Приложение

17. Источниковая база –

- письменные (документы семейных, государственных архивов, предприятий, музеев; периодика; мемуары);

- вещественные (личные вещи, орудия труда, награды, монеты и т.д.);

- устные (воспоминания).

 

Основная часть исследования

·     Главы основной части раскрывают методику и технику исследования.

·     Излагать текст необходимо грамотно, точно, соблюдая логику, избегая повторений.

·     Стиль изложения материала – научный.

·     При использовании информации, полученной из источников и литературы, необходимо делать ссылки.

·     Содержание и количество глав определяется поставленными задачами.

·     Названия глав и параграфов не должны совпадать.

·     Размер глав должен быть примерно одинаковым.

·     После каждой главы представляются краткие выводы по её содержанию.

·     При изложении материала необходимо соблюдать правила переноса, сокращения слов.

·     В научной работе принято употребление безличной формы или местоимения «мы», а не «я».

 

Заключение

·     Обобщается представленный материал.

·     Излагаются итоги исследования, выводы.

·     Выводы соотносятся с целью и задачами исследования.

·     Если задачи не решены, обосновываются причины.

·     Указываются перспективы исследовательской деятельности по данной теме.

·     Раскрываются практические рекомендации по использованию результатов исследования.

 

Список использованных источников и литературы

·     Список источников и литературы может быть общим, или составляется отдельно два списка.

·     Первыми располагаются источники, затем литература.

·     В списке издания располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавиям книг.

·     В список литературы вносятся книги, которые автор использовал при проведении исследования.

 

Приложение

·     В приложение выносится вспомогательный, описательный материал, не являющийся насущно важным.

·     Приложения могут быть представлены в форме текста, таблиц, карт, графиков, фотографий, иллюстраций.

·     Каждое приложение начинается с нового листа.

·     Все приложения подписываются, нумеруются.

·     Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки.

 

Защита исследовательской работы

При  защите работы необходимо раскрыть:

• актуальность, новизну исследования;

• цель и задачи;

• объект и предмет;

• использованные источники, литературу;

• методику и технику проведения исследования: что сделано, каким образом, какие результаты достигнуты;

• практическую значимость;

• личный вклад автора.

 Убедить, что ваша исследовательская работа - лучшая

 

Функциональные части устной защиты

1. Вступление. 5 – 15 % времени. Задача – вызвать внимание, интерес к теме своего выступления.

2. Основная часть. 70 % времени. Задача – раскрыть своё исследование    (что сделано, каким образом, какие результаты достигнуты).

3. Заключение. 5 – 15 % времени. Задача – сделать общие выводы, подвести итоги (достигнута ли цель исследования?)

4. Ответы на вопросы. Время не ограничено. Задача – снять возражения и непонимание, раскрыть некоторые детали.

Советы выступающим:

Выступление начинается с представления автором себя и темы работы.

Текст выступления лучше  не читать и не заучивать, а излагать своими словами, опираясь на конспект или карточки.

Желательно использовать наглядный материал.

Необходимо соблюдать регламент выступления (до 10 мин.).

Не следует пересказывать основную часть текста.

Текст выступления

Записывать законченные предложения.

Смысл произносимых фраз теряется, если в предложении более 13 слов.

Заранее наметить места пауз, переходов,  места зрительного контакта с аудиторией, изменение интонации.

 

  

Приложение 1

к СанПиН 2.4.2.2821 -10

 

Рекомендации по воспитанию  и формированию  правильной рабочей позы  у обучающихся

 

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней обучения в  общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Для формирования правильной осанки  необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью, в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее  утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и колен­ном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до кни­ги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой.  Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыкам письма   обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спи­ны. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.  

В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

 

 

Приложение 3

к СанПиН 2.4.2.2821-10

 

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

 

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

 

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

8

Русский (национальный, иностранный  язык)

7

Природоведение, информатика

6

Русская (национальная) литература

5

История (4 классов)

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1

 

 

Таблица 2

 

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

 

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Химия

-

-

13

10

12

Геометрия

-

-

12

10

8

Физика

-

-

8

9

13

Алгебра

-

-

10

9

7

Экономика

-

-

-

-

11

Черчение

-

-

-

5

4

Мировая художественная культура (МХК)

-

-

8

5

5

Биология

10

8

7

7

7

Математика

10

13

-

-

-

Иностранный язык

9

11

10

8

9

Русский язык

8

12

11

7

6

Краеведение

7

9

5

5

-

Природоведение

7

8

-

-

-

География

-

7

6

6

5

Граждановедение

6

9

9

5

-

История

5

8

6

8

10

Ритмика

4

4

-

-

-

Труд

4

3

2

1

4

Литература

4

6

4

4

7

ИЗО

3

3

1

3

-

Физическая культура

3

4

2

2

2

Экология

3

3

3

6

1

Музыка

2

1

1

1

-

Информатика

4

10

4

7

7

ОБЖ

1

2

3

3

3

 

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов изучаемых в  10-11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Физика

12

Информатика, Экономика

6

Геометрия, химия

11

История, Обществознание, МХК

5

Алгебра

10

Астрономия

4

Русский язык

9

География, Экология

3

Литература, иностранный язык

8

ОБЖ, Краеведение

2

Биология

7

Физическая культура

1

  

Приложение 4

к СанПиН 2.4.2.2821 -10

 

Рекомендуемый  комплекс упражнений

физкультурных минуток (ФМ)

 

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее –ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

 

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2.И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

 

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2.И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

 

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2.И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

 

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

  

Приложение 5

к СанПиН 2.4.2.2821-10

 

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

 

1.                Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2.                Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3.                Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4.                Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз

5.                В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

 

Дата последнего обновления страницы 18.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»