В новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) проектной деятельности школьников уделяется повышенное внимание. В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последнего десятилетия ФГОС ставит перед школой задачи по развитию активности и самостоятельности школьника, актуализации его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем. И все эти базовые качества личности можно формировать при помощи проектной деятельности. Кроме того, используя проектный метод, учитель выводит ученика на личную траекторию в обучении, повышает мотивацию к изучению предметов.
Метод проектов – это целенаправленная учебная или внешкольная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной и интегрированной надпредметной основе. Учебный проект – это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность учащихся, подразумевающая:
- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта, анализ и обобщение собранного материала;
- умение вырабатывать гипотезы собственных исследований, проводить экспериментальную проверку, сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;
- социально значимую практическую деятельность по результатам проведённых исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.
Чем важны и привлекательны проекты для современных школьников? Во-первых, они дают возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Во-вторых, реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения. Проект должен моделировать обстановку реальной профессиональной деятельности: поставленную проблему надо решить в заданный срок. Поэтому учащиеся с интересом работают над выбранной проблемой, с энтузиазмом участвуют в конкурсе проектных работ. Да и учителю такая творческая работа приносит удовлетворение.
В-третьих, проектный метод - один из тех, что относится к педагогическим технологиям, которые можно успешно интегрировать в учебно-воспитательный процесс. При создании проекта организуется тесное взаимодействие с предметниками из разных образовательных областей, проведение семинаров, конференций, мастер-классов для педагогов и учащихся.
И самое важное: предполагаемый результат итогов внедрения проектной методики – повышение мотивации учащихся и качества знаний в различных предметных областях.